К работам по обслуживанию производства относятся: наладка и ремонт оборудования, обеспечение рабочих мест инструментом, документацией, материалами, контроль качества продукции, транспортно-складские работы, уборка помещений. Основные особенности работ по обслуживанию производства по сравнению с работами основного производства заключаются в большом разнообразии, нерегулярной повторяемости, сложности измерения количества и качества труда.
Существенную роль здесь играет также непосредственная зависимость результатов труда основных рабочих от деятельности рабочих по обслуживанию производства. Необходимый объем работ по обслуживанию производства определяется, как правило, требованиями основного производства, и превышение этого объема нецелесообразно с экономической точки зрения, поскольку ведет к увеличению издержек производства.
Методы нормирования труда обслуживающих рабочих зависят от характера трудовых процессов. В зависимости от особенностей нормирования труда всех рабочих по обслуживанию производства целесообразно подразделить на две основные категории:
1) выполняющих стабильные по составу и содержанию работы, объемы которых могут быть определены заранее и измерены в конкретных единицах;
2) выполняющих часть работ, нестабильных по объему, комплексу операций, их однородности и повторяемости, которые поэтому не | могут быть определены заранее.
Нормирование труда вспомогательных рабочих первой категории (например, изготовление и ремонт инструмента, производство запасных частей для ремонта оборудования, плановые ремонты оборудования и др.) осуществляется с помощью норм времени, норм выработки и нормированных заданий аналогично расчету норм для основных рабочих.
Для нормирования труда вспомогательных рабочих второй группы применяются нормы обслуживания, нормы времени обслуживания, нормативы численности, нормированные задания и в отдельных случаях — нормы времени.
Нормативы численности предназначены для определения численности тех групп вспомогательных рабочих, нормирование труда которых прямым расчетом исходя из трудоемкости выполняемых ими работ затруднено из-за нестабильности последних.
Наибольшее распространение в нормировании труда вспомогательных рабочих получили нормы обслуживания и нормы времени обслуживания, используемые для следующих целей:
нормирования нестабильных по объему работ, но имеющих повторяющиеся элементы, время выполнения которых может быть установлено (например наладочные работы);
расстановки по рабочим местам рабочих, выполняющих нестабильные по объему и повторяемости работы (если их расстановка не может быть произведена с помощью нормативов численности).
В последнем случае нормы обслуживания в связи с затруднениями в определении объема работ на отдельных рабочих местах могут оказаться недостаточно точными, поэтому они должны устанавливаться в пределах численности, рассчитанной по нормативам численности. В случаях, когда объем работы на отдельных рабочих местах определить не удается вследствие его нестабильности и совмещения функций рабочими, расстановка по рабочим местам производится по опыту мастера в пределах численности, установленной по нормативам.
Нормирование работ по обслуживанию производства сводится, в конечном счете, к определению численности рабочих по функциям обслуживания. Кроме установления численности, названные выше виды норм и нормативов используются для разработки месячных или сменных заданий вспомогательным рабочим-повременщикам.
|