Покупка рабочей силы, как любого другого товара, предполагает ее оплату. Известны разные способы оплаты товара: предоплата, оплата по факту или с отсрочкой, в полном размере или частями. Рабочая сила — специфический товар: способность к труду — не вещественная форма товара, и она не может быть реализована лишь в процессе самого труда. В этой связи наемному работнику требовать предоплату почти нет оснований. Кроме того, хотя предприниматель купил, он не всегда ее может использовать: например, работник заболел или даже умер, случился пожар и сгорело производство, произошло стихийное бедствие, принесшее разрушение жилья или производства. В таких случаях полученная предоплата почти наверняка не будет возвращена или отработана. Только в случае переезда из другого региона, «сманивания» работника из другой фирмы, семейных или личных обстоятельств возможна выплата подъемных или аванса. В подавляющем большинстве случаев заработная плата наемным работникам выплачивается по факту использования их способности к труду. Труд имеет две стороны — затраты и результаты. Поэтому при организации оплаты труда в соответствии с законом распределения по труду распределение может быть различным: а) по затратам труда; б) по результатам труда; в) по затратам и частично по результатам труда. Платить работнику исключительно по затратам труда неразумно, поскольку в этом случае эффективность труда, его оплата, результативность остаются вне материального стимулирования. Ошибочной является мысль о том, что следует поставить заработную плату в прямую и полную зависимость от прибыли и начислять ее работникам после того, как предприятие рассчитается по всем своим обязательствам. Отдельный работник в качестве непосредственного производителя затрачивает свой труд и должен получать возмещение в виде основного заработка независимо от того, как реализуется конечная продукция предприятия. За реализацию конечной продукции несут ответственность прежде всего руководители и специалисты, в функции которых это входит. Привлечение же к такого рода ответственности работников, как совладельцев средств производства, есть не что иное, как перекладывание ответственности за эффективность хозяйственной (коммерческой) деятельности с руководителей на работников. Платить только по результатам труда тоже затруднительно, а порой — невозможно. Ведь разница в производительности труда высококвалифицированного, технически оснащенного и неквалифицированного рабочего значительно колеблется в среднем по отраслям. Следовательно, часть заработной платы должна строиться по затратам труда, а часть — по результатам. Другими словами, в мировой практике заработная плата складывается из двух частей — авансированной и итоговой. Первая связана с тарифно-квалификационными требованиями к оплате труда и выступает в виде гарантированной заработной платы, а вторая — негарантированная заработная плата, она связана с итоговой результативностью и эффективностью производства. Гарантированная заработная плата отражает весьма важную, но всего лишь одну сторону проблемы: общественный норматив минимально допустимой эффективности труда различных категорий работников. Другая сторона призвана выразить совместную результативность и эффективность трудовой деятельности и начисляться в виде доли от созданной работником стоимости. Если взять оплату труда, то в крупномасштабном плане здесь имеет место «эффект бумеранга»: чтобы был устойчивый покупательский спрос, особенно на продукцию широкого потребления, необходим достаточно высокий доход основной массы населения — занижение заработной платы в итоге бьет по самим же предпринимателям, ибо это, сокращая покупательскую способность наемных работников, уменьшает сбыт продукции, а значит, и доходы предприятия. Таким образом, коренные интересы бизнеса и труда вовсе не противоположны. По принципиальным позициям налицо их баланс. В свое время Генрих Форд сказал, что работодатель заинтересован в высокой заработной плате работника не меньше, чем он сам, сформулировав таким образом одну из основ рыночной экономики. Что же касается неизбежных разногласий по условиям труда и его оплаты, то они требуют цивилизованного подхода урегулирования, прежде всего через законодательную деятельность государства.
|