Стимулирование с помощью премий эффективно, когда критерий для поощрения точен и понятен. Поэтому показатели премиро¬вания должны соответствовать задачам производства в данном подразделении, на предприятии и реально зависеть от трудовых усилий коллектива или конкретного работника. Например, при включении в систему премирования показателя соблюдения договорных обязательств по поставкам продукции нужно учитывать, что за его выполнение в первую очередь отвечают руководители предприятия и выпускающих цехов, а также отдельные службы заводоуправления. Следовательно, данный показатель целесообразно предусмотреть в премировании этих работников. В то же время, чтобы нацелить на выполнение обязательств по поставкам рабочих, специалистов и служащих цехов, лучше использовать для них такие показатели, как выпуск продукции по номенклатуре, ритмичность производства и выполнение графика сдачи изделий на склад, ибо от этих категорий работников зависит выполнение поставок в целом по предприятию. Для выплаты премий, как правило, необходимо достижение нескольких показателей производства, и начисленная за выполнение одних показателей премия может быть уменьшена за невыполнение других. Поэтому вопрос об оптимальном числе показателей и условий премирования, предусмотренных в одной системе премирования, необходимо рассматривать с точки зрения не только интересов предприятия, но и инженерной психологии. Интересы предприятия требуют, чтобы с помощью системы премирования обеспечивалась заинтересованность работников в достижении сразу нескольких показателей. Данные инженерной психологии показывают, что человеческие возможности обработки информации для выработки исполнительских действий ограничены. Оптимальное число логических условий для его деятельности не должно превышать четырех. При увеличении этого числа резко возрастает вероятность возникновения ошибки и количество времени, необходимое для принятия решения. Кроме того, оперативная память человека имеет определенную емкость. При ее заполнении вновь поступающий сигнал вытесняет один из ранее поступивших. При этом в поведении человека прослеживается определенная закономерность: когда факторов много, то человек выбирает только те из них, которые способствуют удовлетворению его потребностей.
|