Содержание данного курса раскрывает теоретические и практические основы научной организации, нормирования и стимулирования труда, главные направления и организационные формы проведения работ в этой области.
Основной принцип построения содержания дисциплины — блочно-модульный. Курс состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются: возникновение и развитие науки о научной организации, нормировании и стимулировании труда; современные формы организации труда; совершенствование методов и приемов труда, разделения и кооперации труда; категории персонала; характеристики трудовых ресурсов. Во втором разделе излагаются: трудовой процесс и методы его изучения; виды норм труда и методы их научного обоснования; нормирование труда в основном, вспомогательном и обслуживающем производствах; нормирование управленческого труда; организация нормирования труда на предприятии. Третий раздел посвящен общим основам организации стимулирования труда; организации стимулирования труда различных категорий персонала; организации премирования работников предприятия.
Курс «Научная организация, нормирование и стимулирование труда на предприятиях машиностроения» связан с рядом научных дисциплин. Его теоретической основой является экономическая теория, изучающая законы общественного производства и распределения, производственные отношения в обществе и закономерности общественной организации труда.
Методом курса является метод диалектического и исторического материализма. Все аспекты организации, нормирования и оплаты
труда рассматриваются в их взаимозависимости и взаимообусловленности, в неразрывной связи с историческим наследием в этой области. Это обусловлено тем, что организация труда и организация производства находятся в постоянном развитии и превращении. В любом производственном звене происходят непрерывные изменения техники, технологии, кадров и внешних условий. Методы и приемы организации труда быстро стареют и становятся непригодными для новых условий. Поэтому возникает требование исторического подхода как одной из методологических посылок при изучении всех явлений организации, нормирования и оплаты труда. Необходимо, чтобы изучающие учебный курс знали исторические этапы развития, сменяющие друг друга формы и методы, понимали причины их возникновения и отмирания, умели выявлять тенденции развития в будущем. Изучение процессов научной организации, нормирования и стимулирования труда должно вестись в процессе непрерывного изменения их форм и методов.
Проблемы научной организации, нормирования и стимулирования труда нельзя решать без соответствующих знаний техники и технологии. В настоящее время для эффективного функционирования современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей и информационных потоков в сфере управления, необходимы четкая организация трудового процесса, применение прогрессивных норм и нормативов, систем оплаты труда, которые являются основой не только рациональной организации труда на рабочих местах, но и планирования, организации производственных процессов и управления производством посредством моти-вационного механизма. Именно поэтому изучаемый курс тесно связан с инженерными дисциплинами, такими как конструирование машин и инструментов, механика, технология, светотехника, материаловедение, строительное проектирование, проектирование участков и цехов, поскольку соответствие форм организации труда, качества его нормирования и стимулирования уровню развития техники и технологии служит важнейшим условиям достижения эффективности производства.
«Научная организация, нормирование и стимулирование труда на предприятиях машиностроения» является межотраслевой дисциплиной, так как прежде всего она ставит перед собой задачу изучения общих вопросов организации труда в любой сфере деятельности человека. Однако вместе с этим данный курс тесно связан с отраслевыми экономиками. Однако, наряду с общими принципами научной организации, нормирования и стимулирования труда, здесь рассматриваются принципы, присущие машиностроению.
Кроме того, научная организация, нормирование и стимулирование труда тесно связаны с организацией производства и менеджментом, поэтому нельзя не учитывать субъективных факторов, направленности личных и коллективных интересов. С одной стороны, разделение и кооперация труда служат предпосылкой организации производства, а с другой — совершенствование менеджмента и организации производства способствует систематическому повышению производительности труда, улучшению условий труда и его экономии.
Решающее воздействие на жизнедеятельность человека, его работоспособность и производительность труда оказывают условия, в которых протекает трудовой процесс. Поэтому этот курс связан с дисциплинами, изучающими человека, его здоровье, психологическое поведение, физиологические функции и закономерности приспособления техники к человеку с целью обеспечения создания благоприятной производственной обстановки и социально-психологического климата в коллективе и условий для развития работника. К таким дисциплинам относятся: безопасность жизнедеятельности, физиология, социология и психология труда, общая психология и педагогика, эргономика, биология и антропология, инженерная психология, промышленная санитария и гигиена, производственная эстетика, трудовое право. Требования этих дисциплин учитываются при разработке мероприятий по организации труда, проектировании его норм, организации оплаты труда работников и предполагают проведение большой и разнообразной работы, направленной на повышение эффективности производства и качества работы, на максимальное использование рабочего времени, разработку и внедрение новых приемов и методов труда работников, улучшение условий труда и совершенствование методов и способов экономической заинтересованности работников в повышении эффективности производства и качества трудовой деятельности.
Научная организация, нормирование и стимулирование труда при решении многих вопросов широко используют экономико-математические и статистические методы исследования и материалы статистики. Это позволяет комплексно подходить к выбору оптимальных вариантов взаимодействия человека с техническими средствами производства и на основе дифференциации сложных явлений на простые всесторонне их исследовать, а затем путем моделирования находить наиболее эффективные решения.
Данный курс тесно связан с трудовым правом, которое регулирует трудовые отношения между работниками и работодателями.
Таким образом, организация, нормирование и стимулирование труда представляют собой комплексную проблему, которая включает организационно-технические, психофизиологические и социально-экономические вопросы. Они не могут рассматриваться изолированно от мероприятий, проводимых в других областях — технике, технологии, организации производства и менеджменте.
|