Автоматизация процессов производства приводит к изменению характера работы производственных рабочих, так как за ними остаются лишь наладочные, проверочные, заправочные работы, т. е. функции «активного наблюдения», которые составляют примерно 50% всех затрат времени. Несмотря на то, что «активное наблюдение» является необходимым и полезным, все же его общую длительность следует рассматривать как резерв неиспользованного времени. Поэтому наряду с проблемой максимального использования работы оборудования появляется необходимость правильного решения вопросов лучшего использования времени рабочего. Один из способов эффективного использования рабочего времени — многостаночное обслуживание и совмещение профессий. Многостаночное обслуживание — эта такая форма организации труда, когда один рабочий (или бригада) определенной профессии и специальности обслуживает одновременно несколько станков, работающих в автоматическом или полуавтоматическом режиме, выполняя на каждом станке ручные (требующие присутствия рабочего) приемы операций, а также все или часть функций обслуживания рабочего места в период машинно-автоматической работы всех осталь-ных станков. Основным условием осуществления многостаночного обслуживания является пре-обладание машинно-автоматического времени отдельно взятого станка над машинно-ручным (перекрываемым ма¬шинной работой станка) tрп, ручным (не перекрываемым машинной работы станка) tрн и вспомогательным (наблюдение — tн осмотры — to) временем других одновременно обслуживаемых станков, а также временем, затрачиваемым на переход рабочего от одного станка к другому, — tпер. Наименьшее машинно-автоматическое время на любом из станков, одновременно обслуживаемых одним рабочим , должно быть равно или больше суммы времени ручных и вспомогательных работ на всех остальных станках: Многостаночное обслуживание применяется на тех участках, где по условиям производства и технологического процесса рабочий может обслужить несколько станков (машин, агрегатов, аппаратов) при эффективном их использовании и выпуске продукции установленного качества. Формы многостаночного обслуживания, а также организация труда рабочих-многостаночников зависят от имеющегося тех-нологического оборудования и организации производства. С точки зрения технологической однородности оборудования различают обслуживание: • станков-дублеров, т. е. однотипных станков, на которых выполняются одинаковые операции; • однотипного оборудования, на котором выполняются разные операции; • технологически разнородного оборудования, если в состав оборудования входят различные станки. По соотношению длительности операций, выполняемых многоста¬ночным комплексом (при разном сочетании операционного времени — машинного и ручного), различают: • операции на всех станках одинаковые по длительности и структуре; • операции, разные по структуре, но одинаковые по длительности; • операции, длительность которых неравная, но кратная. По форме организации труда различают: • индивидуальное многостаночное обслуживание, если один рабочий обслуживает несколько станков; • коллективное многостаночное обслуживание, если несколько станков, агрегатов или аппаратов обслуживает звено или бригада рабочих разных специальностей и уровней квалификации. При необходимости в такие звенья (бригады) многостаночников могут включаться и вспомогательные рабочие, например, наладчики или рабочие по текущему ремонту и техническому обслуживанию технологического оборудования. Система обслуживания оборудования в условиях многостаночной работы может быть циклической, нециклической и комбинированной. Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентируемый, повторяемый в каждом цикле обход станков по заранее утвержденному маршруту. Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной длительности. В этом случае рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков и подходит к тому, который требует обслуживания.
|