В конце 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс РФ (30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ), поскольку ранее созданное трудовое законодательство с достаточно высоким формальным уровнем защиты прав работников пришло в противоречие с новыми социально-экономическими условиями экономики переходного периода. Специальным нормативным актом, регламентировавшим наемный труд в течение всего периода экономических реформ, являлся Кодекс законов о труде (КЗоТ РСФСР), принятый более 30 лет назад (1971). Более того, ранее созданное трудовое законодательство и система трудовых отношений, начиная с КЗоТ 1918 г., выполняли в большей мере политико-демонстративную, чем регулятивно-правовую функцию. Изменения и дополнения в КЗоТ носили в основном технический и редакционный характер, приводили его в соответствие с иными законодательными актами, содержащими нормы о труде. Так, внесенные в КЗоТ в сентябре 1992 г. изменения и дополнения коснулись 171 статьи из 278, учитывая отмененные и внесенные вновь. Сложившиеся к этому времени в России формы трудовых отношений были связаны с массовыми нарушениями трудовых и социальных прав работников, причем не только нереалистических гарантий, зафиксированных в безнадежно устаревшем трудовом законодательстве, но и трудовых прав, без соблюдения которых невозможно формирование современного общества. Развитие законодательства в годы перестройки и либеральных реформ изменило ситуацию только отчасти и не всегда в лучшую сторону, особенно это относится к законам и иным нормативным актам, принятым в 1990—1991 гг. в период популистского «социального» законодательства. Именно тогда были приняты Закон «О повышении социальных гарантий для трудящихся», проинфляционный и потому никогда не применявшийся на практике Закон «Об индексации доходов населения в РСФСР», Закон «О занятости населения в РСФСР», нормы которых не реализованы или частично реализованы и породили непредвиденные социальные последствия. По ряду объективных причин сфера труда как законодательно, так и организационно оказалась в запущенном состоянии. Сохранение в процессе социально-экономических реформ многочисленных элементов ранее созданной системы трудовых отношений и недостаточная мобильность трудовых ресурсов привели к формированию чрезвычайно сегментированного рынка труда. Отдельные изменения происходили большей частью стихийно и в направлении, которое вряд ли можно признать удовлетворительным с точки зрения задач перехода к современной рыночной экономике. Сохранялась экономически неоправданная нагрузка работодателя социальными функциями в связи с тем, что государство в дореформенный период перекладывало на предприятия свои обязанности по социальному обеспечению, воспитанию и др. При этом система заключения трудовых договоров стала еще менее гибкой. Так, в результате приравнивая понятия «трудовой договор» и «контракт», был исключен интересный опыт 1990—1991 гг. по приме-нению к ряду категорий работников контракта как особой формы трудового договора, отличающейся повышенной гибкостью условий, заключением на определенный срок, сочетанием позиций, регулируемым трудовым и гражданским правом. Были дополнительно ограничены возможности заключения срочных трудовых договоров. Разработка и принятие нового Трудового кодекса РФ, содержащего 424 статьи, были направлены на устра¬нение проблем в трудовом законодательстве и приведение его в соответствие с современными требованиями.
|