Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
  Психические процессы, состояния, свойства  
  Поведение человека в организации  
  Темперамент  
  Характер  
  Понятие личности и ее формирование  
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

Понятие личности и ее формирование

В первые десятилетия XIX в. на ряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много различ­ных подходов и теорий личности.

Если подходить к определению современных теорий лично­сти формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. В последние десятилетия усиливается тенденция к интегриро­ванному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов.

Рассмотрим несколько теорий личности.

Социальная типология личностей (табл. 2.2.):

хочу – отражает материальные и моральные потребности личности, внутреннюю мотивацию человека и является движущей силой;

знаю – умственный потенциал человека в виде накопленных гипотез, моделей, схем, теорий, методов, ощущений, представлений;

умею – рациональный опыт человека в виде совокупности приемов, навыков, методик, способов, технологий.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологи­ческих, или внутренних, субъективных характеристик.

Это значит, что поведение фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

 

Таблица 2.2.

Составляющие социальной типологии личности и их комбинация

социальная типология

потребности и стимулы к труду

результаты труда

обучение и воспитание

хочу,

знаю,

умею

высокий уровень потребностей,

высокие производительность и качество труда

высокое самообразование, помощь со стороны организации

хочу,

знаю,

не умею

высокий уровень потребностей, самовыражение и моральное поощрение

средние производительность и качество труда

необходимость профессионального обучения

хочу,

не знаю,

умею

средний и высокий уровень потребностей, моральное и материальное поощрение

средние производительность и качество труда

обучение по специальности

хочу,

не знаю,

не умею

средний и высокий уровень потребностей, моральное и материальное поощрение и принуждение

низкие производительность и качество труда

воспитание и профессиональное обучение, повышение культуры

не хочу,

знаю,

умею

средний или низкий уровень потребностей, моральное и материальное поощрение

высокие производительность и качество труда

повышение уровня культуры и человеческих ценностей

не хочу,

знаю,

не умею

средний или низкий уровень потребностей, принуждение или вознаграждение

низкие производительность и качество труда

воспитание и профессиональное обучение

не хочу,

не знаю,

умею

средний или низкий уровень потребностей, принуждение и материальное поощрение

средние производительность и качество труда

воспитание и обучение по специальности, повышение культуры

не хочу,

не знаю,

не умею

низкий уровень потребностей, принуждение и жесткий контроль

низкие производительность и качество труда

практически бесполезны, полная неготовность к труду

 

Стадии формирования личности можно представить в виде схемы (рис. 2.7.)
                                                                                                 

 

 

Рис. 2.7. Стадии формирования личности

 

В табл. 2.3. отображены сферы формирования личности

Таблица 2.3.

Три сферы формирования личности

 

Труд

Общение

Познание

Труд - это прежде всего целесообразная деятельность. Как субъект труда человек воплощает в себе основную производительную силу. Трудовая деятельность людей составляет первое и решающее условие жизни и прогресса общества

Труд - это также определенные отношения: производственные, правовые, социально-психологические. В этих отношениях человек реализуется как субъект общения, удовлетворяет свои социальные и духовные потребности, такие, как чувство и сознание собственного достоинства, взаимопонимания и другие. В то же время общение - способ проявления личных качеств человека, влияния его на других людей.

Познание - это процесс отражения и воспроизведения действительности в человеческом мышлении. Познавательная деятельность повышает потенциал работника, его трудовая активность становится более результативной

Социальная ценность личности подобного типа несомненно выше, чем, например, специалиста, утратившего всякую познавательную активность с получением диплома.

 

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопре­деленности стадий, которые в своем личностном развитии обяза­тельно проходит человек от рождения до конца своих дней. Стадии развития личности по Э. Эриксону представлены в виде схемы на рис. 2.8.
                                                                                                    

 

Рис. 2.8. Стадии развития личности по Э. Эриксону

 

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изме­нение его отношений с окружающими людьми. В результате это­го он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Наибо­лее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного разви­тия состоит в выделении и описании восьми жизненных психо­логических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека (табл. 2.4.).

Таблица 2.4.

Стадии развития личности по Э.Эриксону

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

 

1

2

3

 

Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

 

Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.

Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребёнок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например, хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

 


Раннее детство (около 3 - 5 лет)

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло - ролевое поведение.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков поло - ролевого поведения.

Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.



Продолжение табл. 2.4.

1

2

3

Половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло - ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм поло - ролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.


Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

Средняя взрослость (от 40 -

45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

 

 

 

Полная взрослость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

 

Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).

Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

Трудолюбие в противоположность комплексу неполноцен­ности (возраст от 7 до 12 лет).

Личностное самоопределение в противоположность инди­видуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

Забота о воспитании нового поколения в противополож­ность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию лич­ности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-ди­намических, охватывающих всю жизнь человека и использую­щих для описания его как личности внутренние психологиче­ские свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Схематично структуру личности по З. Фрейду можно отобразить на рис. 2.9.
                                                                                                              

 

Рис. 2.9. Структура личности по З. Фрейду

 

«Оно» — это собственно бессознатель­ное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознатель­ном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в со­ответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ори­ентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководству­ется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

 «Оно» является продуктом унаследованного человеком от жи­вотных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсозна­ние человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» лично­сти — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с кото­рыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литера­туры и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая со­ставляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, ре­гулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальны­ми и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и Неизбежные противоре­чия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципом реальности, стремится разум­но примирить обе конфликтующие стороны таким образом, что­бы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных со­стояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так на­зываемые защитные механизмы (рис. 2.10.).
                                                                                 

 

Рис. 2.10. Защитные механизмы, которые человек вырабатывает с помощью «Я»

 

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к от­рицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы.

Подавление. В отличие от отрицания, которое большей ча­стью относится к информации, поступающей извне, подавле­ние относится к блокированию со стороны «Я» внутренних им­пульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприят­ные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, кото­рые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам.

Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации ха­рактерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от са­мих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и чер­ты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессоз­нательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстра­ненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удов­летворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно до­пустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сно­видениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.



на главную

Принципы управления персоналом Психические процессы, состояния, свойства Поведение человека в организации Темперамент Характер Организация и оплата труда Трудовой коллектив и его формирование Оплата труда Нормирование труда и рабочего времени Организация рабочего места