Подход с позиций школ управления представлен в табл. 1.4, в которой отражены основные представители каждой школы и основные направления работ данных школ.
Таблица 1.4.
Подход с позиции школ управления
Годы |
Научного менеджмента
1885 – 1920 |
Административная (классическая)
1920 – 1950 |
Человеческих отношений
1930 – 1950 |
Поведенческих наук
1950 – по н/в |
Науки управления
1950 – по н/в |
Представители |
Фредерик Тейлор
Франк Гилберт
Лилия Гилберт
Генри Гантт
Харрингтон Эмерсон |
Анри Файоль
Макс Вебер
Оливер Шелдон
Л. Урвик |
Элтон Мэйо
Честер Бернард
Мэри Паркер Фоллетт
Абрахам Маслоу |
Дуглас МакГрегор
Франк Абрамс
Крис Арджирис
Фредерик Герцберг |
Н. Винер
Г. Саймон
Л. Канторович |
Исходные посылки |
Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими |
Цель – создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций. |
Социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности значительно большее влияние чем физические (при условии, что сама организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна). |
Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы. |
Использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций. |
Представители школы научного менеджмента
Фредерик Тейлор (1856-1915). Разделение труда между рабочими и менеджерами измерение труда - разработка научными методами каждого элементы работы программы стимулирования и мотивации измерение труда, подбор, обучение и развитие рабочих.
Генри Гантт (1861-1919). Методика премиальной системы оплаты труда, методы оперативного планирования производства разработка теории лидерства.
Супруги Ф. Гилберт (1868-1924) и Л.Гилберт (1878-1972). Работы в области изучения физического труда в производственных процессах с целью увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство.
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931). Впервые высказана идея о необходимости и целесообразности комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления, а также рационализации с позиции эффективности.
Исследования штабного принципа в управлении 12 принципов производительности:
отчетливо поставленные цели;
здравый смысл (организация производства не менее важна, чем техника);
компетентная консультация;
дисциплина;
справедливое отношение к персоналу;
эффективный учет;
диспетчирование;
нормы и стандарты;
нормализация условий труда;
нормирование операций;
письменные, стандартные инструкции;
вознаграждение за производительность.
Генри Форд. Точный расчет и планирование всего процесса производства его ступеней, связей.
Представители классической школы менеджмента
Анри Файоль (1841-1925). Классификация менеджмента по его функциональным признакам (функциям управления) – планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.
Макс Вебер (1864-1920). Теория идеального типа административной организации – «бюрократия»
Л. Урвик. Главное внимание им было уделено разработке принципов построения формальной организации.
Представители школы человеческих отношений
Элтон Мэйо (1880-1949). Люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми в результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства работник откликается на распоряжение руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желание быть понятыми (Хоторнские эксперименты).
Ч.Барнард (1886-1961). Исследование формальной и неформальной структур организации.
Абрахам Маслоу (1908-1970). Построение иерархии человеческих потребностей.
Мери Паркер Фоллет (1868 – 1933). Идея «участия рабочих в управлении» и создание атмосферы «подлинной общности интересов».
Развитие теории и практики управления было обусловлено и переходом от старой к новой организации управления, табл. 1.5.
Таблица 1.5.
Сравнение старой и новой организации управления
Старая организация |
Новая организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций |
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих |
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена |
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности |
Четко ограничены управленческие группы, управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности |
Продолжение табл. 1.5.
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения |
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения |
Акцент на приказ и интуицию |
Акцент на коллективную работу |
|