Обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций по решению частной проблемы зависит от правильного понимания тех явлений и процессов, которые по отношению к ней носят более общий характер. Исходя из этого системного принципа, перед решением задач и проблем развития персонала следует определить понятия. Начнем с термина "развитие" (табл. 1.1).
Определение
|
Источник
|
Ключевые слова 1
|
1
|
2
|
3
|
Развитие человеческих ресурсов означает умелое обеспечение и организацию процесса научения в целях достижения организацией поставленных целей, чтобы через совершенствование навыков и умений, расширение объема знаний, повышение компетентности, способности к обучению и энтузиазма сотрудников на всех уровнях организации происходили непрерывный организационный и личностный рост и развитие
|
Управление эффективностью и качеством: Модульная программа / Пер. с англ.; Под ред. И. Прокопенко, К. Порта: В 2-х ч. — М.: Дело, 2001. -Ч. 2. - С. 18.
|
Умелое обеспечение и организацию процесса научения
|
Развитие персонала — совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом организации в области обучения персонала, его переподготовки и повышения квалификации. Эти мероприятия охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущей периодической оценки кадров, планирования деловой карьеры и служебно-профессиональпого продвижения кадров, работы с кадровым резервом. Вопросы организации изобретательской и рационализаторской работы в организации
|
Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под. ред. А. Я. Кибапова.—М.: Иифра-М, 1998. - С. 299
|
Совокупность организационно-экономических мероприятий
|
Развитие кадров является кадрово-экономичсской функцией, которая направлена на то, чтобы содействовать членам рабочего коллектива всех иерархических ступеней в овладении квалификацией, необходимой для выполнения настоящих и будущих профессиональных требований. Оно подразумевает содействие развитию индивидуальных склонностей и способностей работников, особенно с учетом изменений характера деятельности и с учетом интересов производственных и индивидуальных целей. Развитие кадров осуществляется как процесс, происходящий в ходе определенной последовательности действий с учетом поставленных целей, т. е. улучшения производственного потенциала членов предпринимательства
|
Хентце И. Пеория управления кадрами в рыночной экономике. — М.: Междунар. отношения, 1997. - С. 243
|
Является кадрово-экономической функцией
|
Развитие персонала т. е. проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личностного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации
|
Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. — М.: Юристъ, 1998. -С. 190
|
Раскрытию личностного потенциала работников и росту их способностей
|
1
|
2
|
3
|
Развитие — высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Развитие характеризуется специфическим объектом, структурой, источником, формами, направленностью. Развитие не просто изменение а с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность физически связанных между собой элементов, связей и зависимостей.
Общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупи-
ковые ходы эволюции, или даже направлены в сторону регресса
|
Философская энциклопедия. — М.: Сов. эпцикл., 1967. — Т. 4. - С. 452
Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1983. — С. 561
|
Высший тип движения, изменения материи и сознания
|
Развитие объекта есть раскрытие или развертывание его внутренних изначальных потенций ... как автономное явление в силу внутренних закономерностей
|
Зеновьев А. А. Логическая социология. — М.: Социум, 2002
|
Раскрытие или развертывание его внутренних изначальных потенций
|
Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от
всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность
|
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: Еврознак, 2002. — С. 21
|
Процесс необратимых, направленных и закономерных изменений
|
Развитие человека — освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего общественного потенциала возможностей. Ведущую роль в развитии человека играет обучение.
Любое обучение способствует развитию
|
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1999. - С.8
|
Освоение им внутреннего и внешнего потенциала. Обучение способствует развитию
|
|
Исходя из анализа определений (табл. 1.1), понятие "развитие" используется в различных смысловых значениях. Развитие может характеризоваться:
• объектом исследования, представляющим совокупность функционально связанных между собой элементов, связей, зависимостей, изменяющихся с преобразованием во внутреннем строении, структуре; развитие происходит процессуально в определенных условиях взаимодействия с "соседними системами";
• структурой (механизмом) с определенным количеством составляющих элементов, порядком их расположения и качественными изменениями в процессе развития;
• источником развития, возникающим в результате противоречий между старым и новым;
• формой развития, проявляющейся в эволюционной (медленным, постепенным, качественным изменением) и революционной (внезапно, резко, скачкообразно) сменах качественных характеристик в структуре объекта;
• направленностью — прогрессивной и регрессивной;
• динамикой — времени и темпов роста.
Процесс развития не универсален и не однороден. Общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые ведут к так называемым тупиковым ходам эволюции или даже направлены в сторону регресса [7]. Понятие "развитие" часто используется рядом с понятиями "созревание и "рост". Рост — это количественные изменения в ходе совершенствования той или иной психической функции. "Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост" [13]. Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума. Он состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны: созревание и рост — изменения количественные, служащие основой для развития качественных. В окончательном виде организм — продукт не функционального созревания, а функционального развития: он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя [13].
Основные формы развития — филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления

Рис. 1.1. Управление развитием человека (персонала организации)
|
психических структур при биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
В ходе онтогенеза формируются психические структуры в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, будем подразумевать индивидуальное психическое развитие.
На наш взгляд, причиной различий в определении понятия "развитие персонала" (см. табл. 1.1) можно объяснить некорректным использованием в практической деятельности, допускаемым в силу непонимания, таких понятий, как "обучение" и "образование". Обучение, по мнению многих, означает подготовку к той или иной деятельности, выполнение определенных обязанностей. Образование включает обучение, воспитание и развитие человека. Обучение и воспитание всегда предполагают конечный результат изменений человека. Это результат "заказа" общества на его изменение [2]. Например, подготовка специалиста в соответствии с требованиями государственных стандартов и норм. В образовании ритм изменения, зону ближайшего развития в реальных границах времени и обстоятельств определяет человек, достигающий цели самоизменения. Человек строит траекторию и темп своего изменения в зависимости от условий и самоопределения. Однако ценности самоопределения должны быть "выращены", а образовательные системы — способствовать повышению культуры человека.
Как показала практика, в организациях задача развития персонала ставится крайне редко. Отсутствие потребности объясняется низкой ценой рабочей силы на рынке труда и ориентацией на прибыль "сегодня и сейчас". Естественно, что здесь допускается стратегический просчет в формировании будущей конкурентной способности персонала и организаций, особенно в условиях глобализации бизнеса.
|