Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутреннего состояния человека.
Выделяются: зрительные; слуховые; вкусовые; температурные; обонятельные; вибрационные; болевые ощущения; ощущение равновесия; ощущение ускорения.
Если раздражитель не обладает достаточной силой, то ощущение не возникает. Порогом различия для веса является прибавка 1/30 первоначального веса. По отношению к свету это 1/100, к звуку – 1/10.
Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений. Избирательность восприятия играет как положительную роль (выявляются наиболее значимые сигналы), так и отрицательную роль (возможна потеря информации).
Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, интересов, направленности.
Под рефлексией в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнерами. Идея контрастных представлений состоит в том, что когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрасту оценивает себя, как носителю положительных черт.
Аттракция – возникающая при восприятии человека человеком привлекательность одного из них для другого.
Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей и отношений. Подчиненные могут отличаться друг от друга критичностью, широтой, самостоятельностью, логичностью и гибкостью мышления. Перечисленные особенности мышления подчиненных должны учитываться руководителем при постановке задач, делегировании функций, прогнозировании резервов мыслительной деятельности.
Внимание – направленность психики на определенный объект, имеющая устойчивое или ситуативное значение.
Виды внимания: непроизвольное; произвольное.
Непроизвольное внимание определяется:
особенностями раздражителя (интенсивность, контраст, новизна);
соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию и потребности человека;
чувствами (заинтересованностью, развлекательностью);
прежним опытом;
общей направленностью личности.
Произвольное внимание определяется целями и задачами деятельности, усилиями воли.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным его повторного использования в деятельности.
Процессы памяти: запоминание; сохранение; воспроизведение; забывание. По продолжительности сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память. Возможно так же произвольное (целенаправленное) и непроизвольное запоминание, сохранение и воспроизведение.
Правила непроизвольного запоминания:
лучше запоминается материал, связанный с содержанием основной цели деятельности;
запоминается лучше тот материал, который требует активной умственной работы;
большая заинтересованность – это лучшее запоминание.
Приемы произвольного запоминания:
составлять план заучиваемого материала;
сравнение классификации и систематизации – способствует запоминанию материала;
повторение должно быть осмысленным и осознанным и др.
Воля – регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. Для организации важны такие волевые качества работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и инициативность. Существенной проблемой для организации может стать нерешительность персонала из-за отсутствия информации, борьбы мотивов, особенности темперамента человека и т.п.
Эмоции – отражают субъективное значение для человека, предметов и явлений в конкретных условиях. Выделяют эмоциональные реакции: эмоциональный отклик; эмоциональная вспышка; аффект (сверх эмоциональная реакция).
Эмоциональное состояние: настроение; стресс; проявление, например, чувства долга, патриотизма и т.д.
Стресс – совокупность защитных реакций организма, состояние напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях. В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения. В деструктивной зоне к обратному эффекту. Поэтому можно сделать вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельности.
Все психические процессы можно разделить на три основные группы (рис. 2.1.)
Рис. 2.1. Психические процессы
Познавательные процессы состоят из множества элементов (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Познавательные процессы
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Эмоционально-чувственные процессы человека можно разделить на три вида (рис. 2.3.)
Рис. 2.3. Эмоционально-чувственные процессы
Функции чувств
Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. В этом смысле чувства выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль.
Побудительная или стимулирующая функция. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
Приспособительная функция чувств. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Все многообразие чувств можно разделить на две категории:
чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие;
чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.
Для организации важны такие волевые качества работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и инициативность.
Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают (рис. 2.4.): возникновение побуждения и постановка цели; стадия обсуждения и борьба мотивов; принятие решения; исполнение.
Рис. 2.4. Волевые процессы
Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание.
Влечение — смутно, неясно человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Поэтому же влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.
Одной из интегральных характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.
Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность. Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную — умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процесс исполнения. Важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижение целей. Однако нередко энергичность наблюдается лишь на начальных этапах выполнения действия, а в тех случаях, когда требуются длительные усилия, энергичность прогрессивно уменьшается и проявляется слабо.
Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.
Большинство отрицательных волевых качеств синтезируется в житейском понятии лень. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.
Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий.
Уровни самовоспитания воли:
начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;
чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);
трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;
принятое решение должно быть исполнено до конца;
отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели:
соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;
систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, ной воли;
успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;
для воспитания воли важно самовнушение.
|