Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
  Психические процессы, состояния, свойства  
  Поведение человека в организации  
  Темперамент  
  Характер  
  Понятие личности и ее формирование  
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

Психические процессы, состояния, свойства

Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутреннего состояния человека.

Выделяются: зрительные; слуховые; вкусовые; температурные; обонятельные; вибрационные; болевые ощущения; ощущение равновесия; ощущение ускорения.

Если раздражитель не обладает достаточной силой, то ощущение не возникает. Порогом различия для веса является прибавка 1/30 первоначального веса. По отношению к свету это 1/100, к звуку – 1/10.

Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений. Избирательность восприятия играет как положительную роль (выявляются наиболее значимые сигналы), так и отрицательную роль (возможна потеря информации).

Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, интересов, направленности.

Под рефлексией в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнерами. Идея контрастных представлений состоит в том, что когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрасту оценивает себя, как носителю положительных черт.

Аттракция – возникающая при восприятии человека человеком привлекательность одного из них для другого.

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей и отношений. Подчиненные могут отличаться друг от друга критичностью, широтой, самостоятельностью, логичностью и гибкостью мышления. Перечисленные особенности мышления подчиненных должны учитываться руководителем при постановке задач, делегировании функций, прогнозировании резервов мыслительной деятельности.

Внимание – направленность психики на определенный объект, имеющая устойчивое или ситуативное значение.

Виды внимания: непроизвольное; произвольное.

Непроизвольное внимание определяется:

особенностями раздражителя (интенсивность, контраст, новизна);

соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию и потребности человека;

чувствами (заинтересованностью, развлекательностью);

прежним опытом;

общей направленностью личности.

Произвольное внимание определяется целями и задачами деятельности, усилиями воли.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным его повторного использования в деятельности.

Процессы памяти: запоминание; сохранение; воспроизведение; забывание. По продолжительности сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память. Возможно так же произвольное (целенаправленное) и непроизвольное запоминание, сохранение и воспроизведение.

Правила непроизвольного запоминания:

лучше запоминается материал, связанный с содержанием основной цели деятельности;

запоминается лучше тот материал, который требует активной умственной работы;

большая заинтересованность – это лучшее запоминание.

Приемы произвольного запоминания:

составлять план заучиваемого материала;

сравнение классификации и систематизации – способствует запоминанию материала;

повторение должно быть осмысленным и осознанным и др.

Воля – регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. Для организации важны такие волевые качества работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и инициативность. Существенной проблемой для организации может стать нерешительность персонала из-за отсутствия информации, борьбы мотивов, особенности темперамента человека и т.п.

Эмоции – отражают субъективное значение для человека, предметов и явлений в конкретных условиях. Выделяют эмоциональные реакции: эмоциональный отклик; эмоциональная вспышка; аффект (сверх эмоциональная реакция).

Эмоциональное состояние: настроение; стресс; проявление, например, чувства долга, патриотизма и т.д.

Стресс – совокупность защитных реакций организма, состояние напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях. В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения. В деструктивной зоне к обратному эффекту. Поэтому можно сделать вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельности.

Все психические процессы можно разделить на три основные группы (рис. 2.1.)
                                                                    

 

 

Рис. 2.1. Психические процессы

 

Познавательные процессы состоят из множества элементов (рис. 2.2.).
                                                                  

 

Рис. 2.2. Познавательные процессы

 

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Эмоционально-чувственные процессы человека можно разделить на три вида (рис. 2.3.)
                                                                                   

 

Рис. 2.3. Эмоционально-чувственные процессы

 

Функции чувств

Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них фак­торов и реагировать, прежде чем будет определено само вред­ное воздействие. В этом смысле чувства выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль.

Побудительная или стимулирующая функция. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения по­требности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуж­дает человека к действию.

Переключательная функция чувств особенно ярко обнаружи­вается при конкуренции мотивов, в результате которой опреде­ляется доминирующая потребность.

Приспособительная фун­кция чувств. Благодаря вовремя возникшему чув­ству, организм имеет возможность эффективно приспособить­ся к окружающим условиям.

Коммуникативная функ­ция чувств. Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Все многообразие чувств можно разделить на две категории:

чувства положи­тельного порядка, связанные с удовлетворением жизненных по­требностей человека и потому доставляющие удовольствие;

чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворе­нием жизненных потребностей и потому доставляющие неудо­вольствие.

Для организации важны такие волевые качества работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и инициативность.

Существенными моментами или фазами волевого про­цесса выступают (рис. 2.4.): возникновение побуждения и постановка цели; стадия обсуждения и борьба мотивов; принятие ре­шения; исполнение.
                                                                                             

 

Рис. 2.4. Волевые процессы

 

Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потреб­ность, их разделяют на влечение и желание.

Влечение — смутно, неясно человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Из-за своей неопределенности влечение не может пе­рерасти в деятельность. Поэтому же влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, ли­бо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Одной из интегральных характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи во­левых действий и какие результаты при этом получены. Имен­но препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность. Под целеустремленностью понимают созна­тельную и активную направленность личности на определен­ный результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеа­лами, и целеустремленность оперативную — умение ставить яс­ные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процесс исполнения. Важнейшей характеристикой исполнительного этапа явля­ются энергичность и настойчивость. Энергичные люди могут скон­центрировать все свои силы на достижение целей. Однако не­редко энергичность наблюдается лишь на начальных этапах вы­полнения действия, а в тех случаях, когда требуются длительные усилия, энергичность прогрессивно уменьшается и проявляет­ся слабо.

Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

Большинство отрицательных волевых качеств синтезируется в житейском понятии лень. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Трудовая деятельность невоз­можна без волевых усилий, преодоления препятствий.

Уровни самовоспитания воли:

начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;

чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);

трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;

принятое решение должно быть исполнено до конца;

отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели:

соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;

систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, ной воли;

успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;

для воспитания воли важно самовнушение.



на главную